Пряжа для вязания свитера какая должна быть

Пряжа для вязания свитера какая должна быть

Что такое  "ПРЯЖА"? 

Раскин В.Е.

Скажите, какие ассоциации у Вас вызывает слово "пряжа"? Наверное, это бабушка с вязанием на руках; теплый свитер ручной работы или носки “деревенской вязки”, которыми торгуют на рынках?

Мне кажется, что в основном это слово ассоциируется не с пряжей, как с таковой, а с изделиями из нее. А что же о пряже (кстати, готов поспорить, что для большинства людей понятия "пряжа" и "шерсть" практически идентичны)? Многие на вопрос о пряже переспрашивали меня: "ты о какой пряже спрашиваешь: о той, что раньше по три пятьдесят была или о той, что по пять?" Такая попытка ответить на мой вопрос вызывала у меня аналогию с двумя миниатюрами в исполнении Карцева: одна из них по поводу того, что рыба бывает только живая и неживая, а вторая - "вчера - но по три".

Наверное, многим из Вас доводилось покупать в магазине пряжу, но, согласитесь, не каждый знает как ее выбрать и на что обратить внимание при выборе. В большинстве случаев выбор делается по цвету, толщине и длине нити, но, к сожалению, мало кто обращает внимание на качество пряжи и ее состав, а именно от этого зависит, легко ли Вам будет вязать из этой пряжи, долго ли будет носиться изделие и принесет ли Вам радость связанная вещь.

Для того чтобы нам с вами лучше разобраться, что же такое пряжа, давайте пойдем в специализированный магазин, торгующий пряжей, и посмотрим, какой ассортимент нам там предложат.

Первое, что надо иметь в ввиду это то, что высококачественная пряжа является продуктом сложного высокотехнологичного производства и не может стоить, что называется, гроши, и если вдруг она продается по очень дешевой цене, то это - сигнал того, что здесь что-то не так. По этой же причине Вы никогда не увидите на хорошей пряже дешевую неинтересную этикетку - серьезный производитель обязательно “держит марку”. Однако не обманитесь - часто мотки очень плохой пряжи привлекают внимание именно яркой этикеткой.

В любом из специализированных магазинов Вашему вниманию предлагается очень большой ассортимент всевозможной пряжи: из синтетических и натуральных волокон, с мохером и с ангорой, с люрексом и полиблицем и еще и еще. В одном магазине я насчитал 39 артикулов и каждый артикул был представлен от двух до шести цветами. В основном пряжа, конечно, импортная и, честно говоря, не очень дорогая. Так как в пряже я разбираюсь неплохо, то меня интересовали какие-нибудь необычные артикулы.  Мое внимание привлекли два мотка из всего ассортимента, выложенного на витринах - "TIFTIK" и "MOHAIR 100". Первый привлек меня своим странным названием, а второй - тем, что 100% мохеровой пряжи не бывает(максимально возможное содержание мохера в пряже - 83%). С "MOHAIR 100" разобраться оказалось очень просто - на обороте этикетки маленькими буквами было написано - "100% mohair look", в переводе на русский язык - “100% мохерового вида”, т.е. - нейлон, не имеющий ничего общего с мохером.

С "TIFTIK" разобраться было сложнее: состав, указанный на этикетке, был следующий - 65% акрил, 10% полиамид и 25% этого загадочного "Tiftik". Я подошел к продавцам с просьбой объяснить что такое этот "Tiftik", но ответ получить было непросто. Одна из продавщиц сказала: "Tiftik" - это такой мохер”, а какой "такой" она не знает; другая сказала, что это - такая шерсть, но чем "такая" отличается от обычной тоже не объяснила. В конечном итоге ответа на мой вопрос я так и не получил. Проверяя моток на ощупь я был уверен, что он не содержит натурального волокна вовсе, но убежденность продавщиц в том, что загадочный "Tiftik" то ли мохер, то ли шерсть настолько смутила меня, что я решил отдать эту пряжу в независимую лабораторию на проверку. Результаты экспертизы не были для меня неожиданностью. В заключении однозначно говорилось об отсутствии в предоставленных образцах натуральных волокон, а таинственный "Tiftik" оказался нейлоном, по внешнему виду напоминающему мохер.

Эта история произошла в середине 90-х, когда импортные товары в изобилии появились в продаже и с тех пор я регулярно хожу в специализированные магазины и отделы универмагов, торгующие пряжей. Какой же только галиматьи (не могу подобрать другого слова) мне не приходилось читать на этикетках мотков пряжи и на ценниках, вывешенных магазинами. Несколько раз натыкался на то, что французское слово "LAINE" (шерсть) переводили на русский язык как "Лен" (очевидно по созвучию); английское "Mohair look" (смысловой перевод - мохероподобный) переводили как "Мохер"; английское "Lambswool" (по смыслу - шерсть молодого барашка) переводили как "шерсть ламы", а о том, что все виды синтетических волокон именовались "акрил" и говорить не приходится, даже если в состав пряжи входил полипропилен, который в принципе рекомендуется только для использования в верхней одежде и никак не для изготовления свитеров или шарфов.

Первое время я пытался разговаривать с продавцами и ответственными работниками магазинов, пытаясь либо что-то узнать у них, либо объяснить им, но в итоге я убедился в тщетности своих попыток. Никто из тех с кем я разговаривал даже и думать не хотел, что фактически занимается обманом покупателей, пользуясь их неграмотностью в этих вопросах.

Я постараюсь, хотя бы немного, рассказать о том, какая бывает пряжа, чем мохероподобность отличается от мохера, шерсть молодого барашка от шерсти ламы, а ангора от распушенного нейлона.

Для начала давайте договоримся о том, что же такое "пряжа". В данном случае нам придется прибегнуть к помощи толкового словаря русского языка: "Пряжа - нить, полученная путем прядения, т.е. скручивания". Из этого определения становится понятно, что ровница не может называться пряжей.

Теперь давайте поговорим о том, какая бывает пряжа. Попытаемся сгруппировать этот товар, оговорившись предварительно, что мы ведем разговор о пряже для ручного вязания.

С потребительской точки зрения имеет смысл провести разделение пряжи на пряжу из натуральных, ненатуральных (химических) и смесовых волокон. Два первых понятия пояснений не требуют, а под пряжей из смесовых волокон понимается пряжа, изготовленная из смеси трех и более любых натуральных и любых ненатуральных волокон при условии, что содержание превалирующего волокна менее 90 процентов. Например - пряжа с содержанием 10 процентов мохера и 90 процентов нейлона не является смесовой, а пряжа с содержанием 7 процентов шерсти, 5 процентов ангоры и 88 процентов акрила таковой является. За точку отсчета принято 10 процентов, исходя из того, что именно это количество является значимым для потребителя, а методики исследования состава пряжи, наиболее распространенные в настоящее время, имеют точность, равную 5 процентам.

Хотелось бы остановиться еще на одном понятии, или скоре выражении - "полушерсть". Оно осталось в нашем сознании со времен существование стандартов СССР. По ГОСТу под полушерстяной пряжей понималась пряжа с содержанием шерсти от 8 до 52%. Самой распространенной "полушерстяной пряжей" являлась пряжа с содержанием около 35% шерсти, по логике такая пряжа никак не является полушерстяной, однако этот термин частенько употребляется и сейчас на этикетках отечественной пряжи, так что не попадайтесь на обман.

Интересно, что термин “полушерсть”, пришел к нам из Европы и является дословным переводом английского “semiwool”. Так в Англии, примерно с середины 19-го века, называли пряжу, в состав которой входила новая (не регенерированная) шерсть в любом, сколь угодно малом количестве. Оговорка “новая” очень важна для правильного понимания этого термина, т.к. появился он из-за того, что в это время большое распространение получила пряжа из вигони (шерсти, восстановленной из тряпья) и определение “semiwool” было введено для отличия пряжи только из восстановленной шерсти и из смеси восстановленной и новой. Иными словами, под “полушерстью” в истинном значении понимали шерстяную пряжу, выработанную из смеси регенерированной и “свежей” шерсти, а сегодняшнее понимание этого термина искажено.

Какие же типы сырья наиболее широко используются в современном производстве пряжи и что понимается под названиями этих типов.

НАТУРАЛЬНЫЕ ВИДЫ СЫРЬЯ.

В этой группе основным типом по объему использования, безусловно, является шерсть. Под шерстью в текстильной промышленности понимается овечий волос, а если в конкретном случае подразумевается что-то другое, то обязательно оговаривается, шерсть какого животного имеется ввиду. Из "шерстяных" животных сегодня наиболее распространены: коза, верблюд, лама (не путать с LAMBSWOOL), вигонь (не путать с волокном, восстановленным из тряпья), кролик, як.

Помимо подразделения шерсти на разные типы в зависимости от толщины волоса существует интересное и очень важное с потребительской точки зрения деление на т.н. обычную, или простую, шерсть и шерсть - superwash (дословный перевод - сверхстираемая). Изделия из такой шерсти можно стирать в стиральной машине и это не "утка", - это реальность. Такая пряжа обязательно имеет на этикетке обозначение этих своих уникальных качеств, но и стоить будет на 1.5-4 доллара за килограмм дороже. За удобство надо платить.

Существует еще один очень интересный вид шерстяной пряжи, его иногда даже называют “летняя шерсть” (термин очень распространен в “теплых” странах). Особенность этой пряжи заключается в том, что за счет использования тончайшего шерстяного сырья с толщиной волоса не более 17.5 микрон нить получается очень тонкой и изделия из такой пряжи можно носить летом наравне с хлопковыми вещами. Так, например, дорогие летние мужские пиджаки шьются из ткани, сотканной именно из такой пряжи, и, могу поделиться собственными ощущениями, пиджак невероятно легкий и мне нежарко в нем и при 25 градусах. Такая пряжа обычно не бывает чистошерстяной. Чаще всего используется смеска 60-80 процентов шерсти с шелком (как правило натуральным) и (или) вискозой.

К следующему по распространенности типу я бы отнес мохер. Почему-то огромное количество людей уверено, что существует "мохеровая пряжа", под которой они понимают пряжу с каким-то содержанием мохера, и "мохер", под которым понимается пряжа с 100% содержанием мохера. Во-первых, необходимо оговориться, что мохером является козий волос и никакой другой. Самые современные технологии не позволяют произвести пряжу с содержанием мохера более 83%, так как для того, чтобы эта пряжа не распадалась на отдельные волокна необходимо использование т.н. корта, скрепляющего скользкие козьи волоски. Так что, если Вы увидите, что в какой-то пряже объявлено содержание мохера более 85%, то будьте уверены - это обман. Наиболее часто встречается пряжа с содержанием мохера 10, 20, 35, 40, 50 и 80 процентов.

Очень большое распространение сейчас получила ангора или ангорка. Под ангорой в настоящее время понимается пух кролика и только кролика. Максимальное содержание ангоры в пряже по разным источникам составляет от 45 до 70%, однако необходимо помнить, что прочное закрепление кроличьего пуха в пряже невозможно и ее "облезание" неизбежно и, к сожалению, начинается с момента вытягивания нити из клубка и не прекращается никакими средствами. Мне, например, не очень нравится когда во время семейного выхода, предположим в театр, жена одевает кофточку с ангоркой - часть ангорки немедленно перекочевывает на мой пиджак, а удалить ее с шерстяной ткани дело непростое. Нельзя забывать и еще об одном отрицательном свойстве ангоры - сваливании. Изделия с ангоркой нельзя стирать, а лучше даже не мочить, приемлема только химическая стирка. Вообще, среди специалистов бытует мнение, что изделие из ангорки - вещь до третьей стирки. Однако необходимо оговориться, что вещи, связанные из очень дорогой пряжи с ангорой (стоимость примерно 40-50$ за килограмм) служат годами.

Интересна история возникновения названия “мохер” и “ангора”. В стародавние времена козы, из шерсти которых получали то, что теперь мы называем “мохер”, жили только в одном регионе, который назывался и называется сейчас “АНКАРА” - там находится столица Турции. Пряжу, получаемую из волоса “золотых” коз, за пределами Турции так и называли - “анкора” или “ангора”. Вывоз этих коз за пределы Турции был так же строго запрещен как и вывоз шелкопряда из Китая. Действие этого запрета облегчалось еще и тем, что эти животные, а контрабандно их конечно же вывозили, не приживались больше нигде. Попытки произвести аналог реальной ангоры предпринимались постоянно. Больше всех преуспели в этом китайцы - они начали производить пряжу, внешне напоминающую оригинальную, из пуха кролика, а называли ее “ангора”. Примерно в это же время Англия начала закупать в Турции настоящую ангору и пряжу, произведенную в Англии из этого сырья, называли “мохер”. В наши дни эти названия так и закрепились: мохер - то, что из козы, а ангора - из кролика. Примечательно еще и то, что сейчас в мире существует только три региона, поставляющие мохер на мировой рынок, - Анкара в Турции, Южная Африка и Техас в США. Эти козы больше нигде так и не прижились.

Большой интерес представляет такой тип “козьей” пряжи как “кашемир”. Название происходит от местности, где впервые ее (его) начали производить - Кашмир. Исходным сырьём для этой пряжи является волос тибетских высокогорных коз, получаемый, и это – принципиальное отличие, путем вычесывания. Кашемировая пряжа является, пожалуй, самой дорогой из используемых в настоящее время. С практической точки зрения представляет интерес кашемировая пряжа для ручного вязания с содержанием кашемира не более 30 процентов, т.к. кашемир не является формоустойчивым и вещь вытянется под собственным весом. Пряжа, используемая в промышленности, обычно содержит от 10 до 60 процентов кашемира.

Еще один не очень широко распространенный, но очень интересный тип натурального сырья это - верблюжья шерсть. Для пряжи обычно используется волос Ламы, точнее - Альпаки - одного из представителей семейства верблюжьих. 100 процентная пряжа из альпаки широкого применения сейчас не имеет. Дело в том, что пряжа из альпаки в принципе существенно дороже обычной шерстяной, а при использовании стандартного волокна значительно жестче последней; использование же альпаки с толщиной волоса около 20 микрон, т.е. значительно тоньше обычного, делает пряжу невероятно дорогой. Очень большой интерес представляет пряжа из смеси 20 микронных шерсти, кашемира и альпаки в равных пропорциях. Однако эта пряжа может стоить в 3-4 раза дороже обычной шерстяной. Практически все, что можно сказать о шерсти альпаки, можно отнести и к шерсти другого животного семейства верблюдовых – к ВИГОНИ.

Хлопок, т.е. волокна, покрывающие семеня хлопчатника, используется в пряже в двух видах: в натуральном отбеленном и в мерсеризованном. Отличить их можно на глаз - натуральный хлопок окрашивается только в блеклые тона (таковы его свойства), а после мерсеризации хлопок удается окрасить в яркие, сочные тона и, нередко, этот блеск по незнанию воспринимается как примесь синтетического волокна. Конечно, процесс мерсеризации не очень дешевый, но явные преимущества внешнего вида и носкость изделий оправдывают его стоимость. Однако, необходимо помнить, что мерсеризованный хлопок менее растяжим и более подвержен усадке после сушки, чем не мерсеризованный.

Натуральный шелк - самый дорогостоящий вид сырья для вязальных и вышивальных нитей. “Шёлк” - тончайшая ниточка, которую гусеница-шелкопряд использует для завивки кокона. Человеку пришлось только взять у природы готовые нити, подвергнув их несложной первичной обработке перед прядением. Немногие знают, что в международной практике шелком называют все виды блестящих шелковистых нитей, например: натуральный шелк, вискозный, ацетатный, капроновый и т.д. Выпускается промышленными предприятиями белыми, черными и цветными с намоткой на патрончики и катушки, в клубках и мотках. Шелковые нитки отличаются высокой упругостью, несминаемостью, быстро впитывают влагу, плохо проводят тепло, мягкие и шелковистые на ощупь, хорошо окрашиваются в любые тона, полутона и оттенки, устойчивы к действию спирта, эфира, ацетона и бензола. Но даже слабые растворы щелочи разрушают шелковые волокна и изделия из них. Они также теряют свои великолепные свойства и под действием солнечного света. В магазины поступают также шелковые нити, нитки и крученый шелк, т.е. шелкоподобные, изготовленные из синтетических волокон, “шелковый” вид которых получен за счет различных способов формирования и отделки. Они используются для вязания на спицах и крючком для придания блеска и прочности некоторым видам нитей: пряже из козьего и кроличьего пуха. В России натуральный шелк традиционно использовался и используется для вязания знаменитых моделей из козьего пуха: “оренбургских” платков, шалей, палантинов, ажурных тончайших косынок и теплых вязаных изделий: кофточек, свитеров, платьев и жилетов. Пряжа с содержанием 100% шелка (или шелковистых нитей) встречается достаточно редко и, как правило, содержит не более 20-25% натурального шелка, а, в основном, не содержит его вовсе. Чаще встречается смесовая пряжа, содержащая до 30% шелковистых нитей в сочетании с вискозой, хлопком или шерстью. Спектр применения “шелковой” пряжи достаточно ограничен.

Лен, т.е. волокна, содержащиеся в стебле этого растения, до недавнего времени не имели широкого применения в пряже для ручного вязания , однако в последние два-три года льняная пряжа стала модной. В действительности, кроме дани моде и знания того, что это натуральное волокно, большого смысла в использовании льна в пряже для ручного вязания я не вижу. Дело в том, что льняная пряжа, тяжелая, жесткая и очень “мнущаяся” - таковы, к сожалению, ее свойства. Она используется, в основном, для вязания “летних” вещей, т.к. обладает хорошей гигроскопичностью и не такая “жаркая” как шерсть. Но нельзя забывать, что сейчас существует большое количество других волокон с такими же качествами, но не имеющих этих отрицательных свойств.

Ненатуральные виды сырья. 

Существуют два вида сырья, относящегося к ненатуральным: искусственное и синтетическое.

Искусственным называется то, что получено путем химической обработки натурального сырья. 

Наиболее распространенным примером искусственного волокна является вискоза. 

ВИСКОЗНОЕ ВОЛОКНО /”ВИСКОЗА”/ производится из жидких растворов природной целлюлозы: из древесины ели, сосны, стеблей некоторых растений, из отходов переработки хлопкового волокна. Если непрерывную вискозную нить, Выпускаемую прядильной машиной в виде жгута, нарезать на определенную длину, аналогичную длине хлопкового или шерстяного волокна, то получим ток называемое “штапельное” волокно, а пряжа и ткани из них получили название “штапельных”. Полученные таким образом волокна широко используются для изготовления чисто вискозной и смешанной пряжи в двух и трехкомпонентных смесках. Вискозная нить для вязания - мягкая, шелковистая, мало электризуемая. К недостаткам ее следует отнести: высокую сминаемость, растяжимость, и снижение прочности в мокром виде. Если при стирке Вы сильно трете и выкручиваете изделие из вискозы, то рискуете получить так называемые “усы” - т.е. концы отдельных разорванных волокон, может также появиться эффект “мшистости”, это когда таких разорванных кончиков много. Ассортимент целлюлозосодержащих волокон не ограничивается вискозой, т.к. все в большом объеме применяются ацетатные и триацетатные волокна. Исходным сырьем для их изготовления является короткое хлопковое волокно. Волокна и нити - приятные на ощупь, с шелковистым блеском, равномерно и глубоко прокрашиваются; меньше, чем вискозное, теряют прочность при мокрых обработках, устойчивы к действию микроорганизмов. К недостаткам следует отнести: высокую электризуемость, и низкую устойчивость к изгибам. Вязальные нитки с использованием вискозных, ацетатных и триацетатных волокон и нитей пользуются широким спросом, особенно они привлекательны для вязания “внесезонных” или “несезонных” изделий, которые можно носить независимо от времени года и погоды. Еще одним примером искусственного целлюлозосодержащего волокна являются ацетатные и триацетатные нити. Сырьем для их производства служит короткое хлопковое волокно. Недостатками этих нитей, мешающими их широкому применению, являются высокая элетризуемость и “сминаемость”.

Синтетическим называется волокно, полученное путем химического синтеза.

 Примерами синтетических волокон являются лавсан, полипропилен, акрил, капрон и многие другие. В настоящее время наибольшее распространение получили три группы синтетических волокон: “ПОЛИАМИДНЫЕ”, “ПОЛИЭФИРНЫЕ” и “ПОЛИАКРИЛОНИТРИЛЬНЫЕ”.

Одной из самых многочисленных по вариантам волокон и нитей, получивших в разных странах свои фирменные названия, под которыми они выпускаются на рынок, является группа ПОЛИАМИДНЫХ ВОЛОКОН (ПА). Они получены путем полимеризации продуктов перегонки нефти, природного газа и каменного угля. Назовем только некоторые, самые известные из них: капрон, нейлон или найлон, перлон, силон, дедрон. На этикетках вязальной пряжи очень часто пишут просто: “полиамид”. Отличительной особенностью волокон этой группы является: очень высокая прочность, низкие гигиенические свойства, стеклянный блеск, высокая электризуемость, неустойчивость к воздействию света - (желтеют и становятся жесткими) и ломкость при многократных стирках. Особую ценность этих волокон и нитей представляет высокая формоустойчивость. Они не теряют форму при мокрой и сухой эксплуатации. Высокая прочность и формоустойчивость. Эти свойства полиамидных волокон и нитей широко используется и высоко ценятся на практике. Их используют особенно при выработке тех изделий, от которых требуется особая прочность и надежность в эксплуатации: всех видов чулочно-носочных изделий, спортивного трикотажа, купальных костюмов, спецодежды и белья /в смеси с хлопком/ для трудоемких работ, а также: плетеных шнуров, тесьмы, крученых изделий, технических товаров: лесок, снастей, тарных и упаковочных изделий, эластичных лент и многих других, не менее важных и необходимых.

ПОЛИЭФИРНЫЕ ВОЛОКНА - условное обозначение на этикетке - “ПЭФ или ПОЛИЭФИР”. Исходным сырьем для производства полиэфирных волокон являются нефть и каменноугольная смола. Выпускается в виде нитей /полиэфирный шелк/ и штапельного волокна для смесок с другими волокнами. В различных странах производится под фирменными названиями: лавсан, терилен, дакрон, ланон, диолен, тергаль и т.д. Волокна этой группы отличаются высокой упругостью, светостойкостью, формоустойчивостью, выдерживают воздействие высоких температур. К недостаткам относятся: низкая гигроскопичность, чем и объясняется ограниченная колористическая гамма нитей из “полиэфира” по сравнению с другими волокнами. Сейчас полиэфирные волокна используются в основном в технических целях и для производства швейных ниток. В высококачественной пряже для ручного вязания практически не используются.

ПОЛИАКРИЛОНИТРИЛЬНЫЕ волокна /условное обозначение на этикетках: “ПАН-волокно”, “АКРИЛ”/. Исходными продуктами для производства этой группы волокон и нитей являются ацетилен и синильная кислота, которые получают из природного газа. Они известны на мировом рынке под следующими названиями: ПАН-волокно, акрил, нитрон, орлон, прелана, крилор, редон” и др. Обладают высокой прочностью, термопластичностью, высокой светостойкостью, не выцветают, не выгорают. Акрил в настоящее время является лучшим шерстоподобным волокном, которое по своим свойствам близко к натуральной шерсти. Недаром покупатели часто называют шерстоподобную пряжу - “искусственной шерстью”. Акрил прекрасно сочетается и с блестящими нитями, которые могут создавать яркий, матовый или мерцающий и переливчатый блеск за счет применения нитей круглого сечения - вискозных, ацетатных, полиамидных, полиэфирных и металлических типа люрекс или пленочных разрезных нитей. Акриловые волокна и нити глубоко и прочно прокрашиваются, обеспечивая получение великолепного чистого цвета: снежно-белого, глубоко черного “под бархат”, яркие всех цветов радуги и огромную палитру нежных тонов и полутонов модной гаммы цветов. Удивительный эффект переливчатого блеска и мягкого “свечения” под лучами солнца создается за счет применения плоских полиамидных и пленочных волокон, окрашенных в тот же цвет или многоцветных. В свете ламп дневного света или на солнце такие изделия как бы “загораются”, мерцают и переливаются. Изделия из качественного акрила практически не “сваливаются”, имеют малую усадку, удобны в носке: легкие, теплые, слабо пелингуемые под верхней одеждой. Процент содержания акрила в вязальной пряже может колебаться от 100% - чисто акриловые до 5% - в многокомпонентных нитях. Особым успехом у покупателей пользуются смески: “акрил-мохер” и “акрил-шерсть” в самых различных вариантах процентного содержания того и другого компонента. Но и среди них выделяется по спросу пряжа, содержащая мохер;35%, 50%, 60%, - остальное - акрил. Смески такого состава обеспечивают прекрасный внешний вид, стабильность формы изделия и возможность получить пушистое изделие после начеса или по мере носки и стирки. Акриловая пряжа прекрасно вяжется на вязальных машинах, как бытовых, так и промышленных.

ЭФФЕКТНЫЕ волокна и нити. Периодически в моду входят изделия ручной и машинной вязки с эффектом “блеска”: яркого, броского, матового и мерцающего переливчатого всего изделия или отдельных его элементов. Для получения такого эффекта используется специальная группа волокон и нитей типа: "люрекс", ламе, алюнит, метлон, метанит, металлик, фертекс, и т.п. Они могут быть получены различными способами: применением нити из металлической фольги, которую разрезают на ленточки шириной меньше 1 мм. Фольгу изготовляют из легких сплавов: алюминия, меди, латуни, и никеля. Для упрочнения их дублируют с одной или с двух сторон специальной пленкой /полиэтилен и др./. Например, если разрезную алюминиевую фольгу покрыть полиэтилентерефталатной пленкой, то получается “люрекс”, “ламе” или “метлон”. Но волокна такого типа очень непрочны и достаточно дороги, поэтому в настоящее время все чаще используется другой вид нитей - Это разрезные химические пленки различной толщины и ширины с покрытием из цветного клея, который может придать пленкам любую расцветку и отличаются высокой прочностью. Нити этой группы можно перерабатывать на крутильных машинах при достаточно высоких скоростях, они не выгорают, не выцветают при стирках и носке на солнце. Как и другие химические нити, они могут производиться как мононити - непрерывной длины, так и в виде волокон определенной длины - для смесок с акрилом и другими компонентами видами волокон, натуральных и синтетических. Для придания этим нитям прочности при носке их обычно скручивают с прочными химическими нитями: полиамидными, полиэфирными, вискозными, ацетатными, реже полипропиленовыми.

Все, что мы рассказали, призвано помочь Вам выбрать пряжу, наиболее полно отвечающую Вашим целям, и оградить Вас от недоброкачественной продукции или обмана.

 

 Теперь о некоторых выражениях, часто употребляемых по отношению к пряже.

Скатываемость, т.е. способность или предрасположенность пряжи к скатыванию или, другими словами, к образованию "катышков". Свойство пряжи, честно говоря, малоприятное. Проявляется оно в той или иной степени на любой пряже. Как ни обидно, но меньше всего предрасположена к скатыванию жесткая пряжа из грубой шерсти, а мягкая, приятная пряжа подвержена этому дефекту больше. Существуют несколько способов уменьшения скатываемости у качественных пряж, но это, естественно, приводит к еще большему их удорожанию.

Длина нити. Под длиной нити понимается количество километров нити в одном килограмме и называется номером (№) пряжи. Например: в мотке пряжи весом 50гр 110м, расчет - №=0,110х(1000:50)=2,2.Под толщиной нити в обиходе понимается диаметр ее поперечного среза.Казалось бы, последние два понятия достаточно очевидны и не имеют серьезного практического значения для вязальщицы, но это только на первый взгляд. Дело в том, что длина и толщина пряжи не находятся в прямой зависимости друг от друга. Т.е., если Вы купили два стограммовых мотка пряжи разных артикулов и на обоих написано, что длина нити 230м, то это не означает, что толщина нити в этих мотках обязательно одинакова и при вязании изделия Вы можете столкнуться с некоторыми сложностями. Например, купив журнал с описанием понравившейся модели, Вы, даже взяв пряжу рекомендованной длины и состава, не можете точно воспроизвести это изделие. Вы точно выполняете все рекомендации, но набранное количество петель не дает нужного размера, а получившийся рисунок лишь отдаленно напоминает то, что Вы видите в журнале. Причина может заключаться в том, что толщина нити, которая использована в оригинальной модели, отличается от той, что использовали Вы. Иногда два вида пряжи одного номера (длины) отличаются друг от друга по толщине (диаметру поперечного среза) на 40%, и, учитывая количество петель, можно представить какую точность воспроизведения рисунка Вы получите.

Большое значение имеет номер нити и тогда, когда Вы хотите использовать данную пряжу для вязания на машине. Обычные ручные и электрические бытовые вязальные машины позволяют использовать пряжу, начиная с № = 3.0, т.е. если в 100 гр. пряжи не менее 300м, в этом случае нить гарантированно может быть использована для машинного вязания, однако, как говорилось выше, в некоторых случаях может быть использована нить и с меньшим номером, но, в любом случае, не менее 2.2.

Еще несколько советов по выбору пряжи для вязания на машине. Оптимальными для этих целей являются гладкие, не ворсистые, нити с содержанием синтетического волокна не менее 30%. Полотно из такой пряжи легче отпаривается, а каретка машинки при работе легче скользит и меньше засоряется. Если Вы используете ворсистую пряжу, то будьте готовы к тому, что часть ворса ( а если пряжа не очень качественная или длинноворсная, то и большая его часть) останется на столе или забьется в каретку, а оставшийся ворс завернется внутрь полотна и Вам придется его начесывать. Ни в коем случае не используйте пряжу с содержанием ангоры более 20% - все вязание превратится в чистку каретки, а в готовом изделии от ангоры останутся только воспоминания.

Если Вы не имеете большого опыта в работе с вязальными машинами, то мы бы не советовали использовать пряжу с неравномерной толщиной, например буклированную или “с шишечками” - вязать будет очень трудно.

Использование пряжи с люрексом (метанитом) для машинного вязания возможно и изделие получается очень интересным, однако надо иметь ввиду, что люрекс, на той пряже которую Вы собираетесь использовать, должен располагаться на нити не поверхностно, а быть как бы вдавленным в нее. Как на рисунке:

Все, рассказанное выше, относится к разряду общей информации и призвано помочь Вам выбрать пряжу, наиболее полно отвечающую Вашим целям, и оградить Вас от недоброкачественной продукции или обмана.

 

 

Пряжа для вязания свитера какая должна быть фото. Поделитесь новостью Пряжа для вязания свитера какая должна быть с друзьями!
Пряжа для вязания свитера какая должна быть 14
Пряжа для вязания свитера какая должна быть 10
Пряжа для вязания свитера какая должна быть 90
Пряжа для вязания свитера какая должна быть 31
Пряжа для вязания свитера какая должна быть 47
Пряжа для вязания свитера какая должна быть 84
Пряжа для вязания свитера какая должна быть 7
Пряжа для вязания свитера какая должна быть 67
Пряжа для вязания свитера какая должна быть 86
Пряжа для вязания свитера какая должна быть 16
Пряжа для вязания свитера какая должна быть 77